Электронный журнал издания «Вестник Просвещения» www.vestnikprosveshheniya.ru
Сборник №11 (2019 год) №21920183336 от 20.11.2019
МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ И НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Проектная и научно-исследовательская деятельность обучающихся является неотъемлемой частью современного образования. Кроме того, по окончанию обучения, школьники в обязательном порядке готовят и защищают итоговый проект предметного или метапредметного характера за курс основной школы, это установлено новым стандартом.
Благодаря проектной и исследовательской деятельности у обучающихся формируются основные ключевые компетентности (ценностно-смысловая, учебно-познавательная, коммуникативная, общекультурная, информационная, социально-трудовая, компетенция личностного самосовершенствования). Не стоит недооценивать и влияние проектной и научной деятельности на выбор учащимися своей будущей профессии.
Главная задача учителя — грамотно организовать и провести профессиональное психолого-педагогическое сопровождение проектной и учебно-исследовательской деятельности школьников.
Сущность проектной деятельности можно обозначить словом «замысел», сущность исследовательской деятельности — «поиск». Реализацию учебного проекта предваряет умозрительное представление будущего продукта, реализацию учебного исследования — формулировка гипотезы. [2]
Несмотря на различия этих видов деятельности, у них много общего: одни и те же задачи, способы, формы деятельности. И проектная, и исследовательская деятельность может проходить в индивидуальной, в парной или групповой форме.
В ходе учебно-исследовательской деятельности обучающиеся разрешают творческую исследовательскую задачу, решение которой заранее им неизвестно. При этом главным результатом этой деятельности можно считать интеллектуальный продукт, устанавливающий ту или иную истину в результате исследования и представленный в стандартном виде.
Целью исследования является получение новых знаний о существующих объектах и явлениях. Задачи исследования раскрывают и конкретизируют поставленную цель, и представляют алгоритм действий исследовательской работы, этапы достижения цели. Чтобы сформулировать задачи, можно использовать глаголы, которые показывают, что предстоит сделать в ходе исследования: выявить, изучить, обобщить, проанализировать, проверить, систематизировать.
Непосредственно ход исследования можно представить в виде цепочки последовательных действий:
• обосновывать тему;
• ставить цели и задачи;
• определять объект и предмет исследования;
• разрабатывать гипотезы исследования;
• исследовать;
• анализировать и оценивать полученные результаты;
• делать выводы.
Особую важность в исследовательской деятельности имеет самоанализ. Психологи такой самоанализ называют рефлексией. Именно с помощью рефлексии, у школьников формируются познавательные инструменты, которые в будущем позволят им успешно решать новые задачи.
Это:
• осознание способов действий, которые должны привести к конечному результату;
• выявление возникших в ходе исследования трудностей;
• выбор методов, которые помогут преодолеть эти трудности.
Важно помнить, что для исследования подходит не каждый материал, поэтому необходим четкий контроль при отборе материала для исследовательской деятельности. Следует уделить особое внимание его соответствию основным дидактическим принципам: научности, систематичности, доступности, последовательности, наглядности, развивающему обучению, индивидуальному подходу к учащимся в условиях коллективной работы, связи теории с практикой.
Задачей педагога в организации исследовательской деятельности школьников является не только определение содержания исследования, но и соответствие творческих заданий учебной программе (задания должны быть прямо или косвенно связаны с ней), критериям простоты, ясности, доступности для понимания учащихся, учитывая их возрастную группу.
Кроме того, исследовательская работа должна способствовать раскрытию физических основ явлений природы, бережному отношению к ней, воспитанию любви к труду, формированию элементарных навыков научного труда.
Чтобы определить тему исследования, необходимо изначально обратиться к их классификации. Все темы можно разделить на три группы:
• фантастические (несуществующие: требующие собственной разработки);
• эмпирические (проведение личных наблюдений и практических опытов и экспериментов);
• теоретические (работы, связанные с изучением информации и обобщением данных, материалов, содержащихся в разных источниках)
Для того чтобы исследовательская деятельность была плодотворной и увлекательной для обучающегося, на мой взгляд, необходимо придерживаться следующих правил при выборе темы исследования:
• тема должна быть интересной для школьника, основана на увлечениях ребенка, его склонностям к каким-либо наукам;
• тема должна вызывать удивление, быть весьма оригинальной, в ней необходим элемент неожиданности, необычности, ведь познание начинается с удивления и интереса ребенка к поставленному вопросу;
• тема не должна требовать длительного, затяжного изучения, так как первые исследовательские опыты должны проводиться относительно быстро, дабы не утратить интерес ребенка к этому виду деятельности).
Метод проектов — это «способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне определённым… практическим результатом, оформленным тем или иным образом» [1, с.66] Ключевой тезис метода: «Я знаю, для чего мне надо всё, что я познаю, я знаю, где и как я могу это применить».
Цель проектирования: создание новых объектов и явлений.
Стадии работы над проектом — это «пять П»: Проблема-Проектирование (планирование)-Поиск информации-Продукт-Презентация. Шестое «П» проекта формируется по результатам его завершения — это его портфолио (папка, в которой собраны все рабочие материалы проекта, черновики, планы, отчеты, фотографии, результаты исследований и анализа, рисунки и схемы, электронный вариант учебного проекта для презентации).
Выбирая темы проектных работ, учитель соотносит их с содержанием учебных предметов и программой. Проектные работы дополняют знания учащихся о предмете или имеют отношение к близким сферам изучаемых дисциплин. Для того чтобы заинтересовать учащихся проектной работой, требуется личностно и социально значимая проблема, которая обеспечивает мотивацию включения школьника в самостоятельную работу.
В 1-2 классе целесообразно сократить длительность работы над проектом или исследованием до 1-2 недель. Выполнение проекта в краткосрочном периоде побуждает учащихся выбирать новые темы для дополнительного изучения, расширять свой кругозор, создавая нечто новое из имеющейся информации и материалов чаще. В 3-4 классе продолжительность проектной работы может занимать от 1 до 2-3 месяцев.
Результат проекта может быть разным. Например: книга, макет чего-либо, журнал, газета, наглядные пособия, сборник стихов или сказок, картина, викторина, поделка, костюм, театральная постановка и т. д.
Оценка выполненных проектов обучающихся должна носить стимулирующий характер, поощрять детей к дальнейшему занятия творчеством, проектной деятельности, но учителю не стоит превращать презентацию проектов в соревнование с присуждением мест. Каждый проект является уникальным отражением личностного отношения учащегося к поставленной проблеме, и чем большем в нем индивидуальности и творческой новизны, тем более результативной и успешной можно считать проектную деятельность.
Я работаю по УМК «Планета знаний», неотъемлемой частью которого является проектная деятельность. Естественно, я уделяю этому особое внимание. Мои ученики участвуют в научно-практических конференциях, проводимых у нас в школе, поэтому занимаются не только проектной, а и научно-исследовательской деятельностью.
Во 2 классе я познакомила детей с понятием «площадь». У некоторых из них эта тема вызвала неподдельный интерес, поэтому мы решили провести исследовательскую работу по теме «Свойства площади». Подготовила эту работу Пономарева Дарья. В ходе исследования она выяснила, что слово «площадь» имеет несколько значений, а затем экспериментальным путем пришла к выводу, что равные фигуры занимают одинаковую площадь (путем наложения одной фигуры на другую), а многоугольник, состоящий из нескольких многоугольников, занимает площадь, равную сумме их площадей. Чтобы доказать это свойство площади, Даша (с помощью родителей) сделала из фанеры модель многоугольника и распилила его на несколько частей, которые разместила в коробке прямоугольной формы. Результат ее исследования заинтересовал одноклассников. Они с увлечением составляли из этих многоугольников различные фигуры, каждый раз убеждаясь в том, что их площадь одинакова, так как после завершения работы все детали можно сложить в большой прямоугольник.
В 4 классе при изучении темы «Золотой век» (окружающий мир, авторы Г. Г. Ивченкова, И. В. Потапов) детям было предложено выполнить проект по теме «Город и горожане XIX века». Перед обучающимися была поставлена цель: собрать материал для альбома «Золотой век». Обучающиеся разделились на четыре рабочие группы для создания мини-проектов: «Одежда и мода XIX века», «Кулинарное искусство XIX века», «Культура XIX века», «Наука и техника XIX века», которые помогли разобраться в особенностях «золотого века» в разных сферах жизни горожан того времени.
Для каждой группы я разработала рабочие карточки, которые позволили обучающимся спланировать свою работу, оказала помощь в формулировании проблемы. Всю работу я разделила на 3 этапа:
Занятие 1
Содержание:
• выяснение значения слова «золотой»;
• постановка проблемы (Почему XIX век называют золотым веком?);
• формирование рабочих групп.
Комментарии
В ходе фронтальной беседы обучающиеся приходят к мнению о необходимости поиска информации о золотом веке и создании мини-проектов: «Одежда и мода XIX века», «Кулинарное искусство XIX века», «Культура XIX века», «Наука и техника XIX века».
Занятие 2
Содержание:
• работа в группах по заполнению карточки к проекту (у каждой группы своя тематическая карточка);
• разработка плана работы группы.
Комментарии
Дети в группах обсуждают мини-проекты. Советуются с учителем по заполнению карточки к проекту; коллективно заполняют её и готовятся к защите, продумывают презентацию своих мини-проектов.
Занятие 3
Содержание:
• индивидуальная работа обучающихся по созданию мини-проектов;
• группы готовятся к представлению итогов работы (отчёт по тематической карточке и представление мини-проектов);
• защита проектов группами.
Комментарии
Дети корректирую свою работу. Учитель помогает оформить альбом по теме «Золотой век».
После завершения работы каждая группа подготовила отчет-презентацию своего мини-проекта (сборник стихов, коллекция модной одежды, репродукции картин, кулинарная книга XIX века и т.д.) Информация, полученная в ходе изучения темы, дала ответ на поставленный ранее вопрос (Почему XIX век называют золотым веком?), а также была использована для создания альбома «Золотой век».
Таким образом, исследование — это в большей степени научная деятельность, а проект является преимущественно творческой деятельностью. Можно выделить общие этапы приобщения учащихся к проектной и исследовательской деятельности:
• ознакомительный;
• подготовительный;
• деятельностный.
Особую значимость, на мой взгляд, все больше приобретают проекты, имеющие социальную направленность. Важно показать детям, что они являются гражданами нашей страны, и от них зависит наше будущее. Нужно научить детей видеть, что их окружает, брать на себя ответственность в решении проблем, прививать стремление сделать свою жизнь и жизнь людей безопаснее, комфортнее. Например: «Протяни руку помощи» (помощь бездомным животным), «Физкульт-ура!» (организация спортивных мероприятий), «Открытое сердце» (организация мероприятий для дошкольников и пожилых людей), «Экодесант» и др.
Использование проектной и научно-исследовательской деятельности в образовательной среде способствует творческому развитию учащихся, так как происходит соединение теории и практики, что делает теорию интересной и реальной.
Именно интерес к познанию, творчеству позволяет юному исследователю открывать тайны природы, исследовать окружающую действительность и создавать нечто новое своими руками. В этом и есть предназначение исследовательской и проектной деятельности в частности и современного образования в целом.
Литература:
1. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб. пособие для студентов пед. вузов и системы повышения квалификации пед. кадров / Под ред. Е. С. Полат. - М: Издательский Центр «Академия», 2001. - с. 66.).
2. Руженцева С.Е. Организации проектной и учебно-исследовательской деятельности обучающихся в общеобразовательных организациях. // Организация проектной деятельности обучающихся и педагогов в условиях реализации ФГОС / Составитель: Руженцева С.Е., ст. методист МКУ ЦРОиМП. - Воронеж, 2016
Интернет-ресурсы:
3. Организация проектной и исследовательской деятельности [Электронный ресурс] / infourok.ru Режим доступа https:// /organizaciya-proektnoy-i-issledovatelskoy-deyatelnosti-metodicheskaya-razrabotka-2530466.html (дата обращения: 20.11.2019)